Применение проектно-ориентированной методики обучения на занятиях кафедры технологии лекарств

По дисциплине «Технология экстракционных препаратов» было внедрено проектно-ориентированое обучение (ПОО). Для реализации ПОО за кафедрой закреплены 2 группы 4 курса образовательной программы «Фармация»: В-ФҚА-01-19 и В-ФҚБ-01-19.
Целью проектной деятельности является понимание и применение студентами знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении дисциплины.

Для участников проектно-ориентированого обучения были разделены следующие темы для исследований:
1. Определение фармако-технологических параметров и получение настои из травы тысячелистника Биберштейна;
2. Определение фармако-технологических параметров и получение настои из листья шалфея мускатного;
3. Определение фармако-технологических параметров и получение настои из листья мяты водяной;
4. Определение фармако-технологических параметров и получение настои из травы душицы меклоцветковой;
5. Определение фармако-технологических параметров и получение настои из травы зверобоя продырявленного;
6. Определение фармако-технологических параметров и получение настои из корни одуванчика лекарственного.
14 декабря 2022 г. на кафедре состоялся заключительный отчет ПОО.

На первом этапе исследований были проведены обзор литературных данных и произведен патентный поиск по изучаемым темам. Для этого использовались различные базы данных, как Scopus, elibrary, Web of science и др.
С учетом выявленных обстоятельств была определена цель исследования, которая заключается в определении оптимальной модели вовлечения студентов в проектную деятельность в вузе, реализация которой позволяет положительно влиять на стратегическое развитие университета.
На втором этапе обучающимися были определены фармацевтико-технологические параметры сырья для оптимальной технологии экстрагирования с целью максимального извлечения БАВ: удельная масса, насыпная масса, пористость, порозность, свободный объем слоя сырья, коэффициент поглощения экстрагента, выход экстрактивных веществ.

Внедрение проектного обучения в вузах должно привести к следующим результатам:
1) получению студентами опыта создания готового продукта совместной деятельности с преподавателями вуза, представителями того предприятия, для которого он разрабатывается. Можно непосредственно ощутить пользу полученных знаний, умений;
2) приобретению обучающимися профессиональных компетенций, коммуникативных навыков, умения работать в команде, брать на себя ответственность за реализацию проектов. Разработка проекта является трудоемким процессом, состоящим из нескольких циклов: планирования конечного результата, получения знаний, навыков создания нового продукта, его изготовления, проверки соответствия определенным техническим и иным требованиям. При разработке проекта формируются навыки поиска оптимальных решений возникающих проблем, подчинение дисциплине совместной деятельности, умение представить ценность полученного продукта;
3) подготовке готовых специалистов для организации, со специалистами которой разрабатывается проект. Повышается значимость постоянного сотрудничества предприятий и организаций с вузами;
4) приобретению деловых связей и опыта общения с партнерами вуза (выступающими заказчиками проектов).
Таким образом, вовлечение студентов, в том числе и будущих учителей, в проектную деятельность выступает необходимым ресурсом в достижении задачи высшего образования – подготовке конкурентоспособного выпускника. Дифференцируя проектное управление и проектное обучение, тем не менее, следует рассматривать интеграцию данных технологий как эффективную практику и развития вуза, и совершенствования образовательного процесса.
Результаты своих проектов студенты представили в виде докладов на заседании секции «Технология лекарств: поиски и решения» IX Международной научной конференции молодых ученых и студентов "Перспективы развития биологии, медицины и фармации", состоявшейся 8-9 декабря 2022 года.
По итогам проведенной конференции лучшим был признан доклад студента группы ФҚБ-01-19 Абдрамана Абылай Алтынбековича «Метод извлечения лиофильного экстракта из растения шалфея мускатного».

22.12.2022, 12:41
769 просмотров