ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

На кафедре «фармакологии, фармакотерапии и клинической фармакологии» 22 ноября 2023 года с 12.00 по 14.50 было проведено открытое практическое занятие по дисциплине «Фармакология» с применением активных методов интерактивного обучения на тему «Антибиотики.β-лактамные антибиотики»для обучающихся 3 курса В-СТҚБ-01-21 образовательной программы 6В10103 "Стоматология" Занятие провела старший преподаватель Дуйсембаева Б.Т.
Преподаватель начала занятие с постановки целей практического занятия: сформулировать прочные знания об антибиотиках, научиться давать грамотные рекомендации по применению эффективных, безопасных и доступных лекарственных средств для этиотропной терапии.с учётом их фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействий с другими ЛС, индивидуальной чувствительности, сопутствующих заболеваний, функционального состояния организма; научиться выписывать рецепты на антииотиков в соответствующей форме, пользуясь справочниками; научиться пользоваться источниками клинико-фармакологической информации - справочниками, электронными базами данных, интернет-ресурсами, активизировать процессы обучения за счет создания эффективной познавательной деятельности студентов, прививать элементы культуры общения в ходе совместной деятельности.
Преподаватель представила четкий хронометраж этапов занятия. Актуализация опорных знаний была проведена в форме изложения темы с использованием электронной презентации (Power Point) студентов, где они дали свои ответы на рассматриваемые вопросы по теме «Антибиотики.β-лактамные антибиотики». Студенты показали свои способности к обобщениям и выводам, умение анализировать свойства групп препаратов и отдельных представителей, механизмы действия каждой группы ЛС, фармакокинетику, фармакодинамику антибиотиков, давать рекомендации пациенту по использованию препаратов в различных лекарственных формах. Презентации визуализировали теоретический материал практической занятии, что способствовало лучшему восприятию.
Для наиболее эффективного закрепления знаний и умений по теме:«антибиотики, β-лактамные антибиотики», формирования общих и профессиональных компетенций студентов преподаватель привлек их к обсуждению учебного материала с использованием активных методобучения – Эвристическая беседа
Эвристическая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр. – нахожу, отыскиваю, открываю). Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждал учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. По своей психологической природе эвристическая беседа, в современном понимании – это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод принято считать методом проблемного обучения (проблемно-поисковая беседа). Следует иметь в виду, что этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий.
При подготовке к беседе преподаватель должен: а) четко определить цель; б) составить план-конспект; в) подобрать наглядные средства; г) сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Важно правильно формулировать и задавать вопросы:
– они должны быть логически связаны;
– они должны соответствовать уровню развития учащихся;
– они не должны подсказывать ответ.
Эвристический метод-метод обучения, способствующий активному и эффективному взаимодействию обучающихся друг с другом и с преподавателем. Командное обучение делает обучающихся главным действующим лицом, максимально вовлеченным в образовательный процесс из пассивного объекта и несущим персональную ответственность за повышение академической успеваемости. Этот метод позволяет преподавателю обучать обучающихся практическому мышлению наряду с теоретической подготовкой. Большая привлекательность метода заключается в эффективном использовании имеющихся ресурсов и активном участии обучающихся, что обычно достигается только путем разделения их на небольшие группы.
Таким образом, для прохождения следующих этапов урока группа была разделена на две подгруппы. Преподаватель предложил следующие формы и игровые методы работы с обучающимися в малых группах:
1. Работа с таблицей- даны таблицы по механизму действия препаратов группы пенициллина, цефалоспорина, монобактама, карбапенемов, классификации препаратов против возбудителей (в зависимости от вида воздействия возбудителей), характеристике отдельных представителей групп препаратов на восполнение недостающих элементов обучающимися,
2. «Kahoot»-тестирование с использованием платформы
3.«Игра Ячейки»-в ячейках были ситуационные вопросы по определению лекарственного препарата, обучающиеся выписывали рецепт на препарат.
4.Алгоритм анализа препаратов-дать характеристику препарата в соответствии с алгоритмом анализа по следующим критериям: группа, латинское название препарата, механизм действия, показания, противопоказания, лекарственная форма, выписать рецепт).
5.«Бинго» - обучающиеся, вращая барабан, отвечали на выбранные вопросы по теме урока.
На каждом этапе выполнения заданий наблюдался систематический контроль и коррекция знаний и умений. На последнем этапе преподаватель проанализировал подготовленные презентации с обучающимися, результаты выполненных заданий, прокомментировал работу с обучающимися на уроке, показал основные ошибки.
В ходе занятия обучающимися были подробно изучены характеристики препаратов группы пенициллина, цефалоспорина, Монобактама, карбапенемов, механизм действия, спектр действия, фармакологические эффекты антибиотиков, применение в лечении этими препаратами, побочные эффекты и специальные рекомендации.
Сделан вывод о важности самостоятельной работы обучающихся, о пользе внедрения командного обучения, обучающего совместному поиску решения проблемы, владеющего коммуникативными навыками, компетенциями.

28.11.2023, 14:11
369 просмотров