ОТКРЫТОЕ ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

На кафедре «Фармакогнозия» 17 апреля 2023 года с 9.00 по 11.50 было проведено открытое лабораторное занятие с применением активных методов интерактивного обучения TBL по теме «Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды» для обучающихся 3 курса, группы В-ФҚА-01-20, образовательной программы 6В10106 «Фармация». Занятие провела старший преподаватель Ибрагимова З. Е.
В ходе лабораторного занятия обучающиеся приобрели навыки, необходимые для проведения аналитической работы. Усвоение материала формировалось из взаимосвязанных вопросов, раскрывающих содержание темы, по которым составлялся план урока.
Студенты отвечали на вопросы о характеристике, классификации, физико-химических свойствах флавоноидов, как биологически активных веществ, распространении в растительном мире, наличии в органах и тканях, динамике образования в растениях, об особенностях сушки, хранения и приготовления лекарственного растительного сырья (ЛРС), применения препаратов, фармакологической активности лекарственных средств, содержащих данную группу БАВ, также о побочных эффектах.
Обучающиеся определив виды лекарственного растительного сырья, указывали их названия на трех языках: казахском, русском, латинском.

По теме был показан видеоролик «лекарственное растительное сырье, содержащее флавоноиды»
Для закрепления знаний использовались интелектуальные игры, игра-викторина «Выбери правильное ЛРС».

Обобщив теорию о лекарственном растительном сырье, содержащих флавоноиды студенты показали на практике лабораторную работу.
На лабораторном занятии обучающиеся разделились на две подгруппы и решали ситуационные задачи. Озвучивали название и род ЛРС, лекарственных растений по образцу гербария на казахском, русском, латинском языках, дали ботаническое описание, также показали географическое распространение лекарственного растения, места произрастания.
Во время урока использовались химическая посуда, установки, реактивы, микроскопы, хроматографические камеры. При микроскопическом анализе выявили анатомо-диагностические признаки лекарственного растительного сырья.
Качественный состав ЛРС определяли двумя способами: путем проведения реакции в пробирке и с помощью хроматографической камеры.
Выделение: на 1 г измельченного сырья добавляли 20 мл 70% - ного этилового спирта, выдерживали 40 минут при нагревании обратным холодильником, фильтровали. Для проведения качественной реакции взяли 2 мл экстракта.
Качественный анализ: все растения этой группы показали специфические реакции на фенольные соединения, поскольку они являются полифенолами. Особенности окраски зависят от расположения ОН –группы.

В конце лабораторной работы студенты объяснили какой из двух методов наиболее эффективен для определения качественного состава ЛРС.

Лабораторная часть проводилась во внеурочное время по методу фотоэлектроколориметрии для количественного определения содержания флавоноидов в растительном сырье по ГФ РК, Т III издание - 1.Измерялась оптическая плотность растворов, полученных с помощью фотоэлектроколориметрии и определены флавоноиды в колориметрическом растворе. Показали выполненных работ были представлены в видеоролике, что в свою очередь, способствовало лучшему пониманию новой темы.
С целью подведения итогов урока были выполнены тестовые задания на платформе «Kahoot» для обратной связи с обучающимися.
Таким образом, на лабораторном занятии удалось затронуть все аспекты изучаемой темы, а также каждому обучающемуся удалось найти ответы на свои вопросы.

20.04.2023, 16:02
467 просмотров