Организация производственной практики «Контроль качества и стандартизация лекарственных средств» с использованием дистанционных образовательных технологий
Завершилась производственная практика «Контроль качества и стандартизация лекарственных средств» у студентов 5 курса факультета фармации, проведенная в новом формате дистанционного обучения.
Для проведения производственной практики на кафедре фармацевтической и токсикологической химии была проведена большая организационная работа: выработан алгоритм дистанционного взаимодействия между преподавателем и обучающимися, определены средства цифровой коммуникации, записаны видеоролики (38) по выполнению лабораторных заданий, подготовлен контент заданий, формы мониторинга и др. Контент заданий на производственную практику был размещен на АИС Platonus в модуль «Задания».
Предварительно на платформе Webex была проведена установочная конференция, на которой преподаватели ознакомили студентов с программой практики, заданиями, методическими указаниями по их выполнению, дневниками, литературой, необходимой для подготовки к предстоящей практике, проинструктировали студентов по всем вопросам заполнения дневника и проведения зачета по итогам практики.
В качестве основного инструмента для проведения производственной практики в дистанционном режиме были использованы ресурсы и инструменты платформы Google Classroom с удобным интерфейсом и широкими функциональными возможностями.
На каждую учебную группу в Google Classroom была открыта страница виртуального класса, в котором руководители практики ежедневно публиковали задания по вкладкам «Инструкции», «Задания», «Мониторинг-оценка», «Пользователи» и др. В разделе «Инструкции» студенты получали подробные указания к выполнению заданий по фармакопейному анализу лекарственных субстанций, таблеток, инъекционных растворов. В «Заданиях» студенты имели доступ к обучающим видеороликам, нормативным документам, приказам МЗРК, СОП на приборы и оборудование, методическим материалам.
Для выполнения заданий практиканты изучали полученные материалы, видеоролики по выполнению определенного раздела фармакопейного анализа. Для устойчивой обратной связи и мониторинга выполнения заданий руководитель практики ежедневно проводил занятие на платформе Zoom, или Webex, студенты комментировали видеоролики по работе фармацевта-аналитика при контроле качества лекарственных препаратов в соответствии с требованиями нормативных документов, порядок действий на приборах и оборудования в соответствии с СОП.
После теоретического обсуждения и виртуального выполнения анализа лекарственных препаратов студенты ежедневно заполняли дневники в электронном виде и ежедневно отправляли их преподавателям на проверку в Google Classroom. Руководитель практики имел возможность написать свои замечания, дополнения, рекомендации в электронном виде на вкладке «Комментарий».
Таким образом, в Google Classroom на каждого практиканта формируется личное портфолио, состоящее из инструкций, заданий, дневника, календаря, сроками выполнения заданий, комментариев, замечаний руководителя практики, работы над ошибками.
Производственная практика завершилась дифференцированным зачетом, который проводился комиссионно с использованием дистанционных технологий на платформах Zoom и Webex.
После завершения практики со студентами была проведена итоговая конференция и анкетирование с помощью электронного вопросника. Отзывы студентов и обработка данных анкет показали, что студенты отмечают высокий уровень подготовки и проведения практики, возможность получения в дистанционном формате устойчивых практических навыков.
Таким образом, для организации и проведения производственной практики «Контроль качества и стандартизация лекарственных средств» в дистанционном формате на кафедре фармацевтической и токсикологической химии было обеспечено информационно-методическое сопровождение с представлением полного пакета методических, справочных и иных материалов, а также консультирование обучающихся.
