Мастер-класс «Опыт применения активных методов обучения в учебном процессе»

В декабре текущего года проведен мастер-класс «Опыт применения активных методов обучения в учебном процессе» на кафедре фармацевтической и токсикологической химии. Программа мастер-класса включала проведение:

· лабораторного занятия по токсикологической химии с использованием метода PBL (на казахском языке);

· лабораторного занятия по фармацевтической химии с применением PBL и TBL (на русском языке);

· СРСП по медицинской химии методом TBL (на русском языке);

· лабораторного занятия по химии и технологии синтетических лекарственных средств с помощью метода TBL (на казахском языке);

· СРСП по стандартизации лекарственных средств и метрологии с применением методов PBL и TBL (на английском языке).

684 1

Заведующая кафедрой, профессор Ордабаева С.К. ознакомила аудиторию с программой мастер-класса, которая имела последовательный характер, то есть преемственность базовых и профильных дисциплин между собой, которые включали как обязательные, так и элективные компоненты. Остановилась на основных целях активных методов обучения (АМО), их достоинствах и актуальности в современном образовании.

При проведении занятий были использованы методические рекомендации по проведению занятий CBL (PBL) и TBL Сарсеновой Л.К. (Алматы, 2014).

«Анализ конкретной ситуации» (АКС)  по токсикологической химии был представлен преподавателем из реальной жизни судебно-медицинской экспертизы.

684 2

В данном случае группа работала над конкретной проблемой, что дало возможность группе развивать стратегии, углубляться в проблему, поэтапно выполнять лабораторную часть задания, повышая творческую активность и эффективность работы каждого студента.

Студенты при выполнении лабораторной работы демонстрировали профессиональные умения и навыки работы в химической лаборатории, владение приемами и методами химико-токсикологического анализа. Результаты анализа ситуации студенты докладывали перед группой, делали выводы по вопросам пробоподготовки, методикам идентификации и количественного определения сильнодействующего вещества, которое было употреблено пострадавшим, наряду с алкоголем.

На фармацевтической химии для проведения занятия методом «Анализа конкретной ситуации» (АКС) была озвучена «реальная» ситуация: поступление в уполномоченный орган «желтых карточек»  из медицинских учреждений с жалобами на отсутствие эффективности  и побочные реакции лекарственной формы исследуемого препарата. Для выяснения причины данной проблемы уполномоченным органом принято решение о проведении дополнительной экспертизы препарата на соответствие требованиям нормативного документа (НД).                                     

Для решения конкретной ситуации студенты выполняли роль химика-аналитика в испытательной лаборатории по контролю качества лекарственных средств. С этой целью каждая учебная группа разделилась на две команды  (малые группы). Каждая малая группа выбирала своего лидера-«спикера» группы. После получения задания от преподавателя каждая малая группа выполняла фармакопейный анализ субстанции и таблеток лекарственного препарата по разделам НД.

684 3

684 4

Малые группы провели обсуждение возможных причин возникновения несоответствий по вопросам в карточках АКС. Каждая группа внесла свои предложения и алгоритм решения проблемы по возможному выходу из ситуации.

Следующий этап мастер-класса по медицинской химии проведен в виде СРСП с использованием активного метода обучения – TBL. Студенты первой малой группы представили презентацию по данной теме, где они озвучили важность доклинических и клинических исследований при создании лекарственных препаратов. Студенты раскрыли актуальность изучаемой темы, вкратце остановились на современных методах создания новых лекарств и понятиях о взаимосвязи структура – фармакологическое действие лекарственных препаратов. Презентация была выполнена по требованиям, изложенным в методических рекомендациях по СРСП.

684 5

После представленной презентации вторая малая группа, выполнявшая роль рецензентов, задавала интересующие их вопросы презентерам. Рецензенты оценивали презентацию по содержанию информации, дизайну, оформлению слайдов, фону, объему информации, тексту. Они сделали заключение и выдвинули свою оценку на представленную презентацию по критериям, изложенным в методических рекомендациях по СРС.

Лабораторное занятие по химии и технологии синтетических лекарственных средств было проведено также с использованием командного метода – TBL. Студенты были разделены на три малые группы.

Первая команда работала над теоретическими вопросами лабораторного и производственного процесса синтеза, вторая - над синтезом лекарственного препарата в лабораторных условиях и очисткой полученного продукта, третья - проводила расчеты материального балланса синтеза, подтверждала подлинность полученного продукта. Результаты работы команды защищали в виде презентации.

Занятие СРСП по стандартизации лекарственных средств и метрологии проводилось с применением двух методов активного обучения –case-study и дискуссии. В соответствии с методическим рекомендациями одним из видов дискуссии является «заседание экспертной группы». Для экспертизы, обсуждения и принятия соответствующих решений по трем проблемам из практики фармацевтической деятельности экспертная группа состояла из представителей международных фармакопейных комитетов (РК, РФ, Украины, США, Великобритании, ЕЭС и Японии).

684 6

Спикер заседания озвучила три ситуационные задачи, которые должны были решить эксперты.

При обсуждении проблем эксперты акцентировали внимание на таких вопросах, как отсутствие желаемого эффекта и серьезные побочные реакции лекарственного препарата,  причины несоответствия по показателям «прозрачность раствора», «родственные примеси», «однородность содержания», а также «растворение» и т.д. Было отмечено, что тест «растворение» на сегодняшний день является одним из важных показателей эффективности, безопасности и качества лекарственных препаратов.

В результате на заседании экспертной комиссии был принят алгоритм решения ситуационных задач и рекомендации по преодолению подобных проблем.

Дискуссия прошла в позитивном русле, где представители отмечали преимущества и недостатки фармакопейных статей. Во время обсуждения создавшейся проблемы студенты активно дискутировали, показывая высокий профессиональный уровень английского языка с отличным знанием предмета.

Оценка знаний, практических умений  и навыков проводилось в соответствии с разработанными на кафедре критериями по проведению АМО,  а также рекомендациям для проведения инновационных методов обучения в ВУЗах (Койков В.В., 2014).

На каждом занятии была проведена обратная связь со студентами, принимавшими участие в мастер-классе, а также с ППС и работодателями.

684 7

В ходе проведения обратной связи студенты описывали положительные моменты инновационных методов обучения, а именно: общение в форме диалога, решение реальных ситуаций, при решении которых они чувствовали себя в роли химика-токсиколога, химика-аналитика, химика-синтетика, а также эксперта в области создания НД. Каждый из них на более высоком уровне закрепил профессиональные компетенции и расширил коммуникативные навыки.

Студенты также отметили, что в итоге вместо поверхностного и механического запоминания информации они получили осмысленное и глубокое понимание изучаемого материала. В нашем случае еще и его практическую значимость. Эти формы обучения, не требуя дополнительного оборудования, способствуют лучшему освоению материала, а также развитию аналитического мышления и профессиональных компетенций.

Приглашенные практические работники из АО «Santo Member of  Polpharma group», НЦЭЛС и Центра судебной медицины отметили, что с  помощью активного обучения, его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которых трудно достигнуть в традиционном обучении: формируются не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы. Наши студенты имеют целостное представление о профессиональной деятельности, владеют навыками практической работы, у них сформированы социальные умения и навыки взаимодействия и общения в команде, а также ответственное отношение к работе. 

28.12.2015, 05:14
545 просмотров