Мастер-класс «Опыт применения активных методов обучения в учебном процессе»
В декабре текущего года проведен мастер-класс «Опыт применения активных методов обучения в учебном процессе» на кафедре фармацевтической и токсикологической химии. Программа мастер-класса включала проведение:
· лабораторного занятия по токсикологической химии с использованием метода PBL (на казахском языке);
· лабораторного занятия по фармацевтической химии с применением PBL и TBL (на русском языке);
· СРСП по медицинской химии методом TBL (на русском языке);
· лабораторного занятия по химии и технологии синтетических лекарственных средств с помощью метода TBL (на казахском языке);
· СРСП по стандартизации лекарственных средств и метрологии с применением методов PBL и TBL (на английском языке).
Заведующая кафедрой, профессор Ордабаева С.К. ознакомила аудиторию с программой мастер-класса, которая имела последовательный характер, то есть преемственность базовых и профильных дисциплин между собой, которые включали как обязательные, так и элективные компоненты. Остановилась на основных целях активных методов обучения (АМО), их достоинствах и актуальности в современном образовании.
При проведении занятий были использованы методические рекомендации по проведению занятий CBL (PBL) и TBL Сарсеновой Л.К. (Алматы, 2014).
«Анализ конкретной ситуации» (АКС) по токсикологической химии был представлен преподавателем из реальной жизни судебно-медицинской экспертизы.
В данном случае группа работала над конкретной проблемой, что дало возможность группе развивать стратегии, углубляться в проблему, поэтапно выполнять лабораторную часть задания, повышая творческую активность и эффективность работы каждого студента.
Студенты при выполнении лабораторной работы демонстрировали профессиональные умения и навыки работы в химической лаборатории, владение приемами и методами химико-токсикологического анализа. Результаты анализа ситуации студенты докладывали перед группой, делали выводы по вопросам пробоподготовки, методикам идентификации и количественного определения сильнодействующего вещества, которое было употреблено пострадавшим, наряду с алкоголем.
На фармацевтической химии для проведения занятия методом «Анализа конкретной ситуации» (АКС) была озвучена «реальная» ситуация: поступление в уполномоченный орган «желтых карточек» из медицинских учреждений с жалобами на отсутствие эффективности и побочные реакции лекарственной формы исследуемого препарата. Для выяснения причины данной проблемы уполномоченным органом принято решение о проведении дополнительной экспертизы препарата на соответствие требованиям нормативного документа (НД).
Для решения конкретной ситуации студенты выполняли роль химика-аналитика в испытательной лаборатории по контролю качества лекарственных средств. С этой целью каждая учебная группа разделилась на две команды (малые группы). Каждая малая группа выбирала своего лидера-«спикера» группы. После получения задания от преподавателя каждая малая группа выполняла фармакопейный анализ субстанции и таблеток лекарственного препарата по разделам НД.
Малые группы провели обсуждение возможных причин возникновения несоответствий по вопросам в карточках АКС. Каждая группа внесла свои предложения и алгоритм решения проблемы по возможному выходу из ситуации.
Следующий этап мастер-класса по медицинской химии проведен в виде СРСП с использованием активного метода обучения – TBL. Студенты первой малой группы представили презентацию по данной теме, где они озвучили важность доклинических и клинических исследований при создании лекарственных препаратов. Студенты раскрыли актуальность изучаемой темы, вкратце остановились на современных методах создания новых лекарств и понятиях о взаимосвязи структура – фармакологическое действие лекарственных препаратов. Презентация была выполнена по требованиям, изложенным в методических рекомендациях по СРСП.
После представленной презентации вторая малая группа, выполнявшая роль рецензентов, задавала интересующие их вопросы презентерам. Рецензенты оценивали презентацию по содержанию информации, дизайну, оформлению слайдов, фону, объему информации, тексту. Они сделали заключение и выдвинули свою оценку на представленную презентацию по критериям, изложенным в методических рекомендациях по СРС.
Лабораторное занятие по химии и технологии синтетических лекарственных средств было проведено также с использованием командного метода – TBL. Студенты были разделены на три малые группы.
Первая команда работала над теоретическими вопросами лабораторного и производственного процесса синтеза, вторая - над синтезом лекарственного препарата в лабораторных условиях и очисткой полученного продукта, третья - проводила расчеты материального балланса синтеза, подтверждала подлинность полученного продукта. Результаты работы команды защищали в виде презентации.
Занятие СРСП по стандартизации лекарственных средств и метрологии проводилось с применением двух методов активного обучения –case-study и дискуссии. В соответствии с методическим рекомендациями одним из видов дискуссии является «заседание экспертной группы». Для экспертизы, обсуждения и принятия соответствующих решений по трем проблемам из практики фармацевтической деятельности экспертная группа состояла из представителей международных фармакопейных комитетов (РК, РФ, Украины, США, Великобритании, ЕЭС и Японии).
Спикер заседания озвучила три ситуационные задачи, которые должны были решить эксперты.
При обсуждении проблем эксперты акцентировали внимание на таких вопросах, как отсутствие желаемого эффекта и серьезные побочные реакции лекарственного препарата, причины несоответствия по показателям «прозрачность раствора», «родственные примеси», «однородность содержания», а также «растворение» и т.д. Было отмечено, что тест «растворение» на сегодняшний день является одним из важных показателей эффективности, безопасности и качества лекарственных препаратов.
В результате на заседании экспертной комиссии был принят алгоритм решения ситуационных задач и рекомендации по преодолению подобных проблем.
Дискуссия прошла в позитивном русле, где представители отмечали преимущества и недостатки фармакопейных статей. Во время обсуждения создавшейся проблемы студенты активно дискутировали, показывая высокий профессиональный уровень английского языка с отличным знанием предмета.
Оценка знаний, практических умений и навыков проводилось в соответствии с разработанными на кафедре критериями по проведению АМО, а также рекомендациям для проведения инновационных методов обучения в ВУЗах (Койков В.В., 2014).
На каждом занятии была проведена обратная связь со студентами, принимавшими участие в мастер-классе, а также с ППС и работодателями.
В ходе проведения обратной связи студенты описывали положительные моменты инновационных методов обучения, а именно: общение в форме диалога, решение реальных ситуаций, при решении которых они чувствовали себя в роли химика-токсиколога, химика-аналитика, химика-синтетика, а также эксперта в области создания НД. Каждый из них на более высоком уровне закрепил профессиональные компетенции и расширил коммуникативные навыки.
Студенты также отметили, что в итоге вместо поверхностного и механического запоминания информации они получили осмысленное и глубокое понимание изучаемого материала. В нашем случае еще и его практическую значимость. Эти формы обучения, не требуя дополнительного оборудования, способствуют лучшему освоению материала, а также развитию аналитического мышления и профессиональных компетенций.
Приглашенные практические работники из АО «Santo Member of Polpharma group», НЦЭЛС и Центра судебной медицины отметили, что с помощью активного обучения, его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которых трудно достигнуть в традиционном обучении: формируются не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы. Наши студенты имеют целостное представление о профессиональной деятельности, владеют навыками практической работы, у них сформированы социальные умения и навыки взаимодействия и общения в команде, а также ответственное отношение к работе.