Активные методы как эффективный способ обучения
Плановые открытые занятия с применением активных методов обучения провели преподаватели кафедры фармацевтической и токсикологической химии в весеннем семестре.
Активная лекция профессора Ордабаевой С.К. проведена в соответствии с календарно-тематическим планом по фармацевтической химии на тему «Производные пурина». Целью лекции является формирование у обучающихся знаний о физических и химических свойствах, фармакопейных и альтернативных методах контроля качества лекарственных средств изучаемой группы.
На лекции использован один из активных методов обучения – лекция-иллюстрация, целью которой явилась научить студентов преобразовывать иллюстрированный, визуальный в виде схем, химических реакций, чертежей, рисунков материал в устный или письменный, который способствует формированию у них профессионального мышления за счет активной мыслительной деятельности.
Лекция-иллюстрация носит проблемный характер, иллюстрации без комментариев являются для студентов задачей, которая позволяет им осваивать интеллектуальные операции в процессе работы с информацией, включая умственные действия анализа, синтеза, обобщения, свертывания и развертывания информации.
Лектором подготовлена презентация лекции, раздаточный и наглядный материалы.
Практически весь материал лекции в виде структурных формул лекарственных препаратов, их физических и химических свойств, химических реакций, методов качественного и количественного анализа, инструментальных методов был приведен в виде иллюстраций, которые сопровождались соответствующими вопросами для аудитории.
Высокий методологический уровень преподнесения лекционного материала, умелое и уместное использование собственных комментариев к материалу, поставленных перед студентами вопросов и их совместное решение позволили полностью достигнуть цели и задач активной лекции. Вовлеченность студентов в процесс обеспечил их высокую мыслительную активность, лучшее понимание и усвоение материала в ходе собственных рассуждений, позволил решить поставленные вопросы и ситуационные задачи, возможные в их будущей профессиональной деятельности.
Лекция и лабораторное занятие доцента Серикбаевой А.Д. и ст.преподавателя Алтынбек Д. проведены с обучающимися 5 курса ОП 6В10106 «Фармация». Занятия были посвящены актуальной проблеме общества – незаконному использованию наркотических веществ и методам их химико-токсикологического анализа. Специфика борьбы с незаконным оборотом наркотиков требует для достоверного выяснения всех обстоятельств дела привлечение специалистов разных профилей: криминалистов, химиков-токсикологов, врачей-наркологов. Одним из решающих направлений при этом является проведение судебно-медицинского обследования подозреваемых с целью установления факта употребления наркотиков, результаты которого во многом зависят от лабораторного исследования биологических проб обследуемого. Для достижения данной цели обучающиеся должны получить высокий уровень теоретической подготовленности по химико-токсикологическому анализу наркотических веществ. На современном этапе высшего образования для достижения данной цели целесобразно использовать различные инновационные методы обучения, которые помогают глубоко осмыслить материал и закрепить полученные теоретические знания.
Открытие занятия были проведены с помощью метода «Анализ конкретной ситуации». В ходе занятия преподаватели ознакомили аудиторию с ситуационной задачей из практики химико-токсикологического анализа судебно-медицинского исследования наркотического вещества и объяснили суть задачи, в ходе решения которой обучающиеся должны были найти токсикант в биообразцах.
Для решения задачи лектор проинформировала аудиторию с наркотической ситуацией в мире по данным ООН Комитета по контролю над наркотическим веществами, наркотическими продуктами кокаина, примесями содержащий данный продукт, путями метаболизма, способами пробоподготовки и анализом с применением современных физико-химических методов. Обучающимся также была презентована информация о рекомендуемых методах идентификации и анализа Управления ООН по наркотикам и преступности.
На лабораторных занятиях каждая команда работала над конкретной проблемой из реальной жизни, что дало возможность группе развивать стратегии, углубляться в проблему, поэтапно выполнять лабораторную часть задания, повышая творческую активность и эффективность работы каждого студента и в итоге решить ситуационные задачи с наиболее вероятным правильным ответом.
Студенты, присутствующие преподаватели Академии дали положительную оценку по проведению занятий с применением АМО, отметили их эффективность в усвоении программного материала и закреплении профессиональных навыков обучающихся.