ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Проектно-ориентированное обучение – это система обучения, отвечающая требованиям кредитной системы обучения, способная отвечать задачам, поставленным современностью, и способная полностью завершить текущий процесс.
Кафедра фармакогнозии Южно-Казахстанской медицинской академии также использует его в своих образовательных системах при подготовке студентов высших учебных заведений, рассматриваются возможности и практическая значимость развития навыков студентов.
На кафедре «Фармакогнозия» в 2023-2024 учебного года в дисциплину «Фармакогнозия» внедрили проектно-ориентированное обучение к следующим группам по образовательной программе «Фармация» В-ФҚА-01-21, В-ФҚБ-01-21.
В рамках проектно-ориентированной программы обучения закреплены следующие темы научных исследований:
1. Фармакогностический и фитохимический анализ корней цикория обыкновенного, используемого в народной медицине, произрастающего во флоре Южного Казахстана;
2. Фармакогностический и фитохимический анализ травы зизифоры Бунге, используемой в народной медицине, произрастающей во флоре Южного Казахстана;
В ходе работы над проектом студенты были разделены на малые группы и определены темы для изучения. Была определена задача каждого участника группы. Были назначены руководители каждой группы, а преподаватель выступил консультантом проекта. То есть в качестве лидеров отбирались активные студенты, обладающие лидерскими качествами.
Задания, выполняемые участниками проекта (студентами), распределялись с помощью матрицы распределения ответственности за проект. Диаграмма Ганта была создана для оптимизации управления проектами. На диаграмме показаны работы, проводимые в рамках проекта и сроки их выполнения.

Также студенты получили специальные консультации от сотрудника отдела дистанционных образовательных технологий по использованию доски Trello, программы, позволяющей эффективно управлять проектной работой и использовали ее в своих проектах.

В настоящее время доска Trello является одной из популярных систем, позволяющих управлять проектной работой и рабочими процессами онлайн. Эта система создана по японскому принципу управления, основанному на внедрении «точно в срок» и равном распределении задач между участниками проекта. Доска позволяет добавлять файлы, списки дел и многое другое для облегчения командной работы. Позволяет делать много работы. После получения программы студенты вносили свои проектные работы в доску Trello.

24 октября 2023 года на кафедре проведен промежуточный отчет по программе проектно-ориентированного обучения.
На первом этапе научно-исследовательской работы был проведен обзор литературы и патентный поиск по изучаемой тематике. Поиск проводился в Scopus, elibrary, Web of Science и других базах данных.
На втором этапе студенты выполнили макроскопические и микроскопические анализы по методикам, приведенным в Государственной Фармакопее Республики Казахстан.

С 6 по 8 декабря 2023 года в стенах АО «ЮКМА» прошел Первый международный форум молодых ученых и студентов. Форум молодых ученых – это коммуникационная площадка, целью которой является обмен знаниями, навыками, опытом между научными сотрудниками, учеными и обучающимися из разных стран.
По научному проекту свои научные проекты представили студенты, занимающиеся проектно-ориентированным обучением кафедры фармакогнозии: студенты 3 курса образовательной программы «Фармация» Керімқұл Жансая Айтбеккызы - Оңтүстік Қазақстан флорасында өсетін халықтық медицинада қолданылатын кәдімгі шашыратқы өсімдігінің фармакогностикалық және фитохимиялық талдауы и Баймырзаева Айгерім Ғалымқызы - Бунге киікоты өсімдігін фармакогностикалық және фитохимиялық талдау.

7-8 декабря в рамках форума в оффлайн и онлайн форматах прошла X Международная научная конференция молодых ученых и студентов «Перспективы развития биологии, медицины и фармации».
На секционном заседании кафедры фармакогнозии «Природные лекарственные средства и перспективы их использования» студенты проектно-ориентированного обучения опубликовали статьи о своих проектах и выступили с докладами на секционном заседании. Доклады студентов были выполнены на высоком уровне. Содержание их выступления по темам было настолько интересным и всеобъемлющим, что вызвало оживленную дискуссию среди аудитории.

По итогам конференции Алиханова Умида Айбековина, студентка группы В–ФКА-01-21, награждена дипломом III степени по теме «Фармакогностический анализ травы зизифоры Бунге».

12 декабря 2023 года в рамках проектно-ориентированного обучения студенты защитили второй промежуточный отчет своего проекта.
На втором этапе студенты провели макроскопический и микроскопический, а также товарный анализ на основе методов, перечисленных в Государственной фармакопее Республики Казахстан, и определили анатомо-морфологические особенности и количественные показатели изучаемых объектов.

В ходе промежуточного отчета заведующий кафедрой «Фармакогнозия», и.о. профессора, к.фарм.н. Орынбасарова К.К., доктор фармацевтических наук, профессор кафедры фармакогнозии с курсом ботаники и основ фитотерапии Башкирского государственного медицинского университета
г.Уфа) и Кемельбеков У.С., старший научный сотрудник лаборатории «Научные исследования лекарственных растений» выразили свое мнение и дали положительные оценки.

Также руководителями проекта являются старший преподаватель Ибрагимова З.Е., Абилова А.А. они подчеркнули, что в ходе проектной работы у студентов развивалась поисковая способность, то есть умение работать с литературой (выбор необходимой информации), умение составлять планы, навыки ведения учета. И исследовательские способности, аналитическое мышление, анализ проблемных ситуаций, анализ результатов, умение делать выводы, работа с MS Excel, работа на доске Trello, креативность (оформление презентаций и т.д.), защита доклада в аудитории и т.д. Они подчеркнули, что многие навыки были развиты.

В заключении сделан вывод, что внедрение проектно-ориентированного обучения в учебный процесс кафедры способствует накоплению опыта работы студентов в коллективе, позволяет значительно ускорить учебный процесс, оживить научно-исследовательскую работу студентов.

26.12.2023, 11:30
502 просмотров