ОНЛАЙН-КУРСЫ НА КАФЕДРЕ ФАРМАКОГНОЗИИ
На кафедре фармакогнозии разработан онлайн курс «Товароведческий анализ лекарственного растительного сырья» для студентов 2, 3 курса образовательной программы «Фармация» и 3 курса образовательной программы «Технология фармацевтического производства» на платформе Stepik и онлайн курс «Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды» на платформе Moodle.
Доступные студентам методы проведения и составления заданий посредством видеоуроков, онлайн-курсов становятся сегодня актуальными. Особенности медиальных дистанционных средств обучения в настоящее время необходимо максимально заинтересовать обучающихся в процессе обучения. В этом контексте можно творчески и эффективно проводить занятия или вебинары с помощью программ Stepik, Moodle.
Цель онлайн-курса – предоставить студентам образовательных программ «Фармация», «Технология фармацевтического производства» доступ к образованию и навыкам посредством внедрения онлайн-курсов (на программах Stepik, Moodle).
Задачи онлайн-курса:
- Рассмотреть особенности видеоуроков и преимущества их применения с интересом в процессе обучения;
- Анализ использования мультимедийных средств в обучении;
- Особенности дистанционного обучения;
- Особенности средств медиального дистанционного обучения.
В настоящее время среди нетрадиционных форм образования все большую популярность приобретают онлайн-курсы объединяющие десятки тысяч студентов со всего мира, позволяющие новые знания посредством взаимодействия с внешним миром.
Одним из таких курсов является образовательная платформа Stepik и программа Moodle, предназначенная для создания и распространения интерактивного образовательного контента, а также для предоставления различных типов задач, которые автоматически оцениваются с помощью обратной связи в реальном времени.
Преимущества образовательной платформы Stepik:
-можно расширить границы учебного процесса: есть возможность доступа к учебным материалам из любого места, удобного для студентов;
-внеаудиторное проведение занятий, не зависящее от временных рамок и стимулирующее учащихся к самообразованию;
-расширяет возможности участия в обучении инвалидов;
-экономно, нет необходимости покупать персональные компьютеры и традиционную учебную литературу;
-облегчает пользователям распространение учебных материалов по беспроводным сетям;
-облегчается процесс усвоения и запоминания данного материала, повышается интерес к предмету.
Видеоуроки, включенные в программу Stepik, объединены в 3 модуля по назначению и задаче:
- Товароведческий анализ лекарственного растительного сырья;
- Фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья;
- Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья.
Видеосъемка состоит из нескольких этапов:
- Повествование;
- Знакомство с химическими сосудами и инструментами;
- Разъяснение техники выполнения лабораторной работы;
- Обратная связь.
Moodle — система управления образовательными электронными курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением Moodle или виртуальная обучающая среда Moodle. Является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).
Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Первая версия написана 20 августа 2002 года, с тех пор регулярно появляются новые версии, 16 января 2023 года вышла версия 4.1.1.
Moodle в настоящее время является одним из самых нетрадиционных типов образования, который объединяет десятки тысяч студентов со всего мира, позволяя им получать новые знания посредством взаимодействия с внешним миром.
Преимущества платформы Moodle:
- можно расширить границы учебного процесса: доступ к учебным материалам можно получить из любого места, удобного для студентов;
- проводить занятия вне аудитории, независимо от временных рамок и мотивировать студентов к самообразованию;
- большой выбор инструментов при создании онлайн-курса;
- экономно, нет необходимости покупать персональные компьютеры и традиционную учебную литературу.
Платформа Moodle состоит из нескольких этапов:
- Повествование;
- Ознакомление с инструментами и разъяснение лабораторной техники;
- Обратная связь.
Платформа Moodle интегрирована в 4 этапа:
- Видеоуроки;
- Ситуационные ситуации;
- Тесты;
- Литература.
Преимущества внедрения открытого онлайн курса в учебный процесс, способствующие овладению профессионализмом обучающихся:
- способствует углублению знаний, развитию умения применять научные методы , глубокому пониманию связей и отношений между объектами изучения;
- учит повышать познавательную активность обучающихся, обобщать, анализировать, развивать умения сравнивать, находить межпредметные связи, влияет на активизацию творческой деятельности обучающихся;
- стимулирование студентов к самообразованию;
- формирование научного подхода, обучение умению организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, формирование умений коллективной работы .
Используя видеоуроки по вышеуказанным программам в учебном процессе, можно увидеть рост уровня восприятия и усвоения обучающимися нового материала, формирование знаний и умений на уровне высшего учебного заведения. Поэтому можно сказать, что использование онлайн-курсов, видеоуроков в образовательном процессе является одним из эффективных форматов обучения.