Практическое занятие с использованием активных методов обучения
На кафедре фармакологии, фармакотерапии и клинической фармакологии 1 ноября 2023 года с 9.00 по 11.50 было проведено открытое практическое занятие по дисциплине «Фармакология-1» с применением активных методов интерактивного обучения на тему «Синтетические противомикробные препараты» для обучающихся 3 курса В-ПҚ-02-21 образовательной программы 6В10102 «Педиатрия». Занятие провела старший преподаватель Дустанова Ж.Т.
Преподаватель начала занятие с постановки целей практического занятия: сформулировать прочные знания о синтетических ЛС, научиться давать грамотные рекомендации по применению эффективных, безопасных и доступных антимикробных ЛС с учётом их фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействий с другими ЛС, индивидуальной чувствительности, сопутствующих заболеваний, функционального состояния организма (беременность и лактация); научиться выписывать рецепты на противомикробные ЛС в соответствующей форме, пользуясь справочниками; научиться пользоваться источниками клинико-фармакологической информации - справочниками, электронными базами данных, интернет-ресурсами, активизировать процессы обучения за счет создания эффективной познавательной деятельности студентов, прививать элементы культуры общения в ходе совместной деятельности.
Преподаватель представила четкий хронометраж этапов занятия. Актуализация опорных знаний была проведена в форме изложения темы с использованием электронной презентации (Power Point) студентов, где они дали свои ответы на рассматриваемые вопросы по теме «Синтетические противомикробные препараты». Студенты показали свои способности к обобщениям и выводам, умение анализировать свойства групп препаратов и отдельных представителей, механизмы действия каждой группы ЛС, фармакокинетику, фармакодинамику антимикробных ЛС, давать рекомендации пациенту по использованию препаратов в различных лекарственных формах. Презентации визуализировали теоретический материал лекции, что способствовало лучшему восприятию.
Для наиболее эффективного закрепления знаний и умений по теме «Синтетические противомикробные препараты», формирования общих и профессиональных компетенций студентов преподаватель привлекла их в обсуждение учебного материала, используя активные методы обучения – TBL методы. TBL (Team-Based Learning) – метод обучения, способствующий активному и эффективному взаимодействию студентов между собой и с преподавателем. Командное обучение делает студента из пассивного объекта главным актером, максимально вовлеченным в образовательный процесс и несущим самостоятельную ответственность за повышение своей академической успеваемости. Метод позволяет и преподавателю обучать студентов практическому мышлению одновременно с их теоретической подготовкой. Большая привлекательность TBL заключается в эффективном использовании имеющихся ресурсов и активной вовлеченности студентов, которая обычно достигается только с помощью их распределения по малым группам.
Таким образом, для прохождения следующих этапов занятия группа была поделена на две малые группы. Были представлены преподавателем следующие формы и игровые методы работы со студентами в малых группах:
1.Работа с таблицей – были даны таблицы по механизму действия сульфаниламидных препаратов, по классификации синтетических противомикробных ЛС (в зависимости от типа действия на микробы), по характеристике отдельных представителей групп антимикробных ЛС, где студенты должны были заполнить недостающие элементы,
2.Тестирование с использованием платформы Kahoot
3.Игра «Ячейки» - ячейки содержали ситуационные вопросы по определению лекарственного препарата или группы ЛС, студенты еще выписывали рецепт на данный перпарат.
4. Игра «Бинго» - студенты, крутя барабан, отвечали на выбранные вопросы по теме занятия.
5. Алгоритм анализа препаратов – дать характеристику препарата согласно алгоритму анализа по следующим критериям: группа, название препарата на латинском языке, механизм действия, показание, противопоказание, лекарственная форма, выписать рецепт).
На каждом этапе выполнения заданий прослеживался систематический контроль и коррекция знаний и умений. В заключительном этапе преподаватель проанализировала подготовленные презентации студентов, результаты выполненных заданий, прокомментировала работу студентов на занятии, указала основные ошибки. Оценивание каждого этапа занятия и итоговые оценки каждого студента были представлены в форме Excel.
В ходе занятия студенты полностью изучили характеристику групп сульфаниламидных препаратов, производных нитрофурана и нитроимидазола, произволных хинолона и фторхинолона, произволных оксихинолина и хиноксалина, механизм действия, спектр действия, фармакологические эффекты синтетических противомикробных ЛС, применение, побочные действия и особые рекомендации при лечении этими препаратами.
Делается вывод о несомненной пользе внедрения командного обучения, которое усилит значимость самостоятельной работы студента, научит сообща находить решение проблемы, повысит коммуникативные компетенции.