ОТКРЫТОЕ ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
На кафедре «Фармакогнозии» 30 октября 2023 года с 9.00 по 10.50 было проведено открытое лабораторное занятие с применением активных методов интерактивного обучения TBL по теме «Анализ лекарственного растительного сырье, содержащего эфирные масла (ациклические, моноциклические и бициклические монотерпены)», для обучающихся 3 курса, группы В-ФҚА-02-01, образовательной программы 6В10106 «Фармация». Занятие провела старший преподаватель Ибрагимова З. Е.
В ходе лабораторного занятия обучающиеся приобрели навыки, необходимые для проведения аналитической работы. Усвоение материала формировалось из взаимосвязанных вопросов, раскрывающих содержание темы, по которым составлялся план урока.
Студенты отвечали на вопросы по характеристике, классификации, физико-химических свойствах флавоноидов, как биологически активных веществ, распространении в растительном мире, наличии в органах и тканях, динамике образования в растениях, об особенностях сушки, хранения и приготовления лекарственного растительного сырья (ЛРС), применения препаратов, фармакологической активности лекарственных средств, содержащих данную группу БАВ, а также о побочных эффектах.
Обучающиеся определив виды лекарственного растительного сырья, указывали их названия на трех языках: казахском, русском, латинском.
По теме был показан видеоролик «лекарственное растительное сырье, содержащее эфирные масла»
Для закрепления знаний использовались интелектуальные игры, игра-викторина «Выбери правильное ЛРС».
Обобщив теорию о лекарственном растительном сырье, содержащих эфирные масла, студенты показали на практике лабораторную работу.
На лабораторном занятии обучающиеся разделились на две подгруппы и решали ситуационные задачи. Озвучивали название и род ЛРС, лекарственных растений по образцу гербария на казахском, русском, латинском языках, дали ботаническое описание, также показали географическое распространение лекарственного растения, места произрастания.
Во время урока использовались химическая посуда, установки, реактивы, микроскопы, рефрактометр. При микроскопическом анализе выявили анатомо-диагностические признаки лекарственного растительного сырья.
Анализ эфирного масла:
Органолептический анализ масла мяты перечной (цветность и прозрачность, запах, вкус) проводился в соответствии с требованиями ГФ РК тома 1
Жирные масла и осмолившиеся эфиры в эфирных маслах по ГФ РК.
По данным ГФ РК, остаток после выпаривание эфирных масел.
Посторонние эфиры в эфирных маслах по ГФ РК.
Определена чистота мятного масла (отсутствие спирта, жирных и минеральных масел).
Определены физические параметры мятного масла.
Преломление света. Преломление светового луча определяли на рефрактометре. Перед началом работы рефрактометр n = 1,3330 при 20 °С. проверяли водой с индикатором.
В конце лабораторной работы студенты объяснили какой из двух методов наиболее эффективен для определения качественного состава ЛРС.
Лабораторная работа проводилась вне занятий, так как лабораторное занятие длилось 2 часа, методы количественного определения требуют большого количества времени. Показали выполненных работ были представлены в видеоролике, что в свою очередь, способствовало лучшему пониманию новой темы.
С целью подведения итогов урока были выполнены тестовые задания на платформе «Quizizz» для обратной связи с обучающимися.
Таким образом, на лабораторном занятии удалось затронуть все аспекты изучаемой темы, а также каждому обучающемуся удалось найти ответы на свои вопросы